ФЛАГМАН БОЕВОЙ ПЕСЕННОЙ ЭСКАДРЫ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирского района Новосибирской области "Детская школа искусств с.Криводановка

ФЛАГМАН БОЕВОЙ ПЕСЕННОЙ ЭСКАДРЫ

 

В 1928 году по инициативе культпросветработника Ф.Н.Даниловича было решено при Центральном Доме Красной Армии организовать коллектив, пропагандирующий посредством литературно-музыкальных монтажей и песен героическую историю Красной Армии. Режиссёром стал опытнейший постановщик массовых музыкально-сценических представлений П.И. Ильин, а в качестве музыкального руководителя был приглашён выдающийся хормейстер и композитор профессор Московской консерватории А.В. Александров.

Днём рождения ансамбля считается 12 октября 1928 года, когда состоялось первое концертное выступление в Центральном доме Красной Армии в составе 12 артистов: мужского вокального октета, двух танцоров, баяниста и чтеца. А.В. Александров пошел по пути создания большого концертного музыкально-хореографического коллектива, объединяющего первоклассный мужской хор, оригинальный по своему составу оркестр и танцевальную группу. Так появился совершенно новый и самостоятельный творческий жанр, аналогов которому не было нигде в мире. Его деятельность положила начало созданию и развитию коллективов нового типа – ансамблей песни и пляски, причем не только у нас в стране, но и за рубежом.

В 1935 году Ансамбль был награжден орденом Красного Знамени, и коллектив получил название «Краснознаменный ансамбль красноармейской песни и пляски СССР». Тогда в его состав входило уже 135 человек.

В 1937 году состоялась первая зарубежная поездка коллектива на Всемирную выставку техники и искусства в Париже. Успех Ансамбля превзошел самые смелые ожидания. Пятнадцать концертов во Франции, из которых тринадцать прошли в Париже, стали настоящим триумфом.

За блестящие концертные выступления Ансамблю был присужден Grand Prix.

В годы Великой Отечественной войны Краснознамённый Ансамбль выступал в действующей армии с концертами более 1400 раз, 742 – на передовой. Духовный вклад Ансамбля в Победу над захватчиками неоценим. В первые дни войны А.В.Александров написал музыку на стихи В.Лебедева-Кумача, так родилась песня «Священная война», которую маршал Советского Союза Г.Жуков называл «бессмертной». Под эту песню бойцы Красной Армии уходили на фронт с Белорусского вокзала, где состоялось её первое исполнение под управлением А.В.Александрова.

В ночь под новый 1944 год состоялась трансляция нового Государственного Гимна СССР (музыка А.В.Александрова, слова С.В.Михалкова и Г.Эль-Регистана) в исполнении:

Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР под управлением А.В. Александрова в эфире Всесоюзного радио, прозвучавшего на территории всей страны.

А.В. Александров возглавлял Ансамбль на протяжении 18-ти лет.

В 1946 году дело своего отца продолжил композитор и дирижер Б.А. Александров, который возглавлял Ансамбль до февраля 1987 года. Благодаря ему Ансамбль называли «флагманом боевой песенной эскадры».

10 июля 1946г. коллективу было присвоено имя его основателя.

7 февраля 1949 года Ансамбль был награждён орденом Красного Знамени и стал именоваться «Дважды Краснознаменным имени А.В. Александрова ансамблем песни и пляски Советской Армии».

В 1979 году коллектив получил наивысшую профессиональную аттестацию – почётное звание «Академический».

В разные годы коллектив награждался призом «Золотой дискобол» Французской Академии грамзаписи за лучшую пластинку года (1961), призом «Золотой диск» французской фирмы грамзаписи «Le chant du monde» («Песня мира») за рекордные тиражи грамзаписей песен в исполнении коллектива (1964), призом «Золотой Диск» голландской фирмы «Н.О.К.» за рекордные тиражи грамзаписей (1974), дипломом «Grand Prix» Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего в Будапеште (1949, танцевальная группа), дипломом ЦК ВЛКСМ и званием лауреата Всесоюзного фестиваля советской молодёжи за исполнение танцевальной композиции «Приглашение к танцу» (1973, женская танцевальная группа).

Для Ансамбля писали песни, В.Соловьев-Седой, М.Фрадкин, А.Новиков, И.Дунаевский, М.Блантер, Дм. И Д.Покрассы, А. Долуханян, Б.Мокроусов, Т.Хренников, А.Пахмутова и многие другие известные композиторы. Слава коллектива облетела весь мир, ансамбль побывал с гастролями более чем в семидесяти странах мира, и везде его выступления встречал поистине триумфальный успех.

Хор Ансамбля Александрова признан одним из лучших мужских хоров мира. Он соединяет в себе стройность и чистоту звучания академической капеллы с яркой эмоциональностью и непосредственностью, которые присущи народному исполнительству, демонстрируя высокое вокальное мастерство.

Танцевальная группа ансамбля со своими искромётными и зажигательными номерами на сцене с честью удерживает завоёванные александровцами высоты хореографического искусства. В уникальном по составу оркестре русские народные инструменты – домры, балалайка и баяны сочетаются с деревянными и медными духовыми инструментами.

В репертуаре ансамбля более двух тысяч произведений: народные песни и танцы, солдатские пляски, песни отечественных авторов, духовная музыка, классические произведения русских и зарубежных композиторов. Исполнительские возможности поистине безграничны, – диапазон голосов – от лирического тенора до бархатного баса, вокалистам подвластны самые разные стили исполнения – и высокий эстрадный, и народный, и оперный, среди солистов ансамбля выпускники российских государственных консерваторий и музыкальных академий. Произведения звучат на многих языках мира, включая испанский, китайский, иврит, индийский, турецкий и многие другие. Ведь в каждой стране, где коллектив выступает с гастрольными концертами, солисты и хор исполняют несколько песен на родном языке зрителей.

12 октября 2018 года Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова отметил 90 лет со дня основания.

За свою славную историю Ансамбль завоевал сердца миллионов своих соотечественников и получил широкое мировое признание, благодаря своей уникальности и блистательному мастерству, в основе которых традиции, накопленные десятилетиями. Во многих уголках земного шара поклонники прославленного коллектива ждут новых встреч со своим любимым ансамблем.

 

Воспоминания о годах ЭВаКуАЦИИ во Время ВОВ

В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1944 год в Молотове и Молотовской области размещались: Ленинградский театр оперы и балета им. С.И. Кирова (прославленная Мариинка, наследница традиций Императорских театров), Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой), известные актеры, писатели, художники – невиданный десант, стимулировавший дальнейшее развитие культурной жизни в Перми.

«Граждане и гражданки Советского Союза сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы и подвергли бомбёжке со своих самолетов наши города».

«Я вошла в театр и вот мне говорят, что такой ужас, война. Моментально собирают нас в зрительном зале и говорят, что театр будет эвакуироваться». - Ирина Григорьева.

19 августа 1941 года через два месяца после начала войны из Ленинграда вышел гигантский эшелон 86 вагонов. Он увозил костюмы, декорации, ноты, музыкальные инструменты и три с половиной тысячи человек. Артисты и сотрудники театра оперы и балета им. Кирова отправились в эвакуацию в далекую Пермь, точнее Молотов. Этот город назывался именно так.

Кировский театр прибыл в Пермь 29 августа.

«Приехали мы в город Молотов. Город встретил нас прекрасно, всё было организовано замечательно. Весь транспорт подогнали к составу. Яне знаю, сохранилась сейчас или нет, была гостиница «Семиэтажка», так называли гостиницу «Центральная» самое высокое здание города. В этой гостинице разместили наших самых больших, заслуженных, народных». – Ирина Григорьева.

Здесь остановились солисты Кировского: Уланова, Прокофьев, сюда приезжал Хачатурян, а также знаменитые ленинградские писатели: Ю. Тынянов, В. Каверин и М.Слонимский.

«Было общежитие театральных работников, туда поместили балет. Мне лично очень повезло, что мне дали ордер на комнату около театра. Жили в семьях. Вот и началась у нас работа в театре». – Ирина Григорьева.

«Кроме того,Пермском сцена маленькая, всё непривычно, поэтому чтобы танцевать, танцовщику нужно привыкнуть к размаху. Он начинал вариацию с середины сцены, и ему приходилось выходить чуть не в кулисы» - Юрий Монковский.

Несмотря на тяготы и непривычные условия – маленькая сцена местного театра, отсутствие очевидно необходимых, но недоступных вещей (как например, зеркала в репетиционных залах, качественная танцевальная обувь и т.д.), – балетная жизнь в Предуралье довольно быстро наладилась.

За первый месяц показали 7 спектаклей оперных и балетных. «Онегин» и «Аида», «Лебединое озеро» и «Дон Кихот». Конечно, пермская сцена была маловата для таких масштабных спектаклей Кировского. Так что многие декорации приходилось переделывать в срочном порядке.

«Спектакли выглядели великолепно, роскошно» - Роза Юзефович.

Далёкие от комфорта условия не мешали артистам выступать с полной отдачей сил.

Шла война, но занавес оперного театра поднимался каждый вечер, и каждый вечер зал был переполнен. «Лебединое озеро» в исполнении легендарной пары Натальи Дудинской и Константина Сергеева обсуждал весь город. Ну а если приезжала Галина Уланова, то люди отдавали за билеты на ее спектакли свои продуктовые карточки.

В 1942 году состоялась премьера балета «Гаянэ».

Спектакль «Гаянэ» стал легендарным. Особенным успехом пользовался знаменитый «Танец с саблями» с его завораживающим ритмом. Рассказывали, что Арам Хачатурян, писал эту музыку, дрожа и стуча зубами от холода в нетопленном номере гостиницы.

Балет «Гаянэ» начала ставить Анисимова, чудесной души человек, но сумасшедшая, её звали «Чума». Хачатурян не написал ещё танец с саблями, пришёл, играет, идёт репетиция. Анисимова: «Араша, что ты написал? Иди домой, переписывай, это не подходит. Ушел, и написал знаменитый «Танец с саблями»» - Сергей Слонимский.

Через две недели после премьеры «Гаянэ» в театре случился пожар. 2декабря 1942 года разнеслась страшная весть по городу: «Горел театр. Был пожар». Был дым и тление. Ужасно, все выбрасывали на снег, иначе не спасти нам театр было. Сразу собрание общее на сцене, и директор говорит: «Сегодня состоится спектакль», как так, сгорели костюмы. Состоится спектакль. Ужасно, что нам пришлось пережить. А вечером был балет «Гаянэ». Во дворе у нас был большой сарай, и там хранились наши сундуки с костюмами. И были костюмы «Сердце гор», они, довольно близкие к «Гаянэ» и играли спектакль» - Ирина Григорьева.

Великая победа одержана под Ленинградом. Война еще не закончилась, но объявили, что выезжаем в Ленинград. Кировский театр пробыл в Перми три сезона. Ранней весной 44 года артисты собирали чемоданы. Домой вернулись не все.

В Пермской земле похоронены балерины Ольга Мунгалова и Евгения Лопухова.

Кировская труппа вернулась в Ленинград, но три военных сезона подарили жителям Перми незабываемые встречи с великим искусством, которое продолжает жить в следующих поколениях.

Дата последнего обновления страницы 19.06.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения